Влияние ранних браков на качество супружеских отношений
Философы древности предостерегали людей от ранних браков, справедливо считая, как, например, Аристотель, что "у людей слишком молодых дети рождаются с большими изъянами в телесном и умственном отношениях". Народная мудрость также предостерегала девушек от венца, имея в виду тяготы семейной жизни. Мы же, используя социологический и статистический материал, попытаемся показать, что ранние браки нежелательны уже хотя бы потому, что они наименее устойчивы. Анализ статистических данных городских отделов ЗАГС показывает, что подавляющее большинство разводов приходится на тех, кто выходит замуж или женится в возрасте до 24 лет. Именно в этом возрастном интервале разводимость превышает брачность в среднем на 5 процентов. На самом деле этот разрыв еще больше, так как, учитывая процесс омоложения браков, разводимость нужно сравнивать с брачностью как минимум четырехлетней давности. А известно, что треть всех распавшихся браков не доживает и четырёх лет. В США 40 процентов разводов приходится на 5 лет брака.
Одной из причин столь массового разочарования новоиспеченных молодоженов является скоротечность их добрачного знакомства. Нашим бабушкам и дедушкам, даже если их женили или отдавали замуж в 17 лет, обряд обручения давал возможность какое-то время психологически примериться к новой семейной роли с будущим суженым и, если душа к нему не лежала, пойти на попятную. К тому же большой семейный коллектив и государство в лице главной хранительницы морали в обществе - церкви зорко следили за порядком в доме, когда нужно было, применяли широкий набор средств наведения такого порядка. Современная же молодежь на короткой дистанции от первого знакомства до дверей ЗАГСа фактически лишена возможности лучше узнать друг друга. Традиционные же механизмы обеспечения стабильности брака сегодня практически отсутствуют совсем. Поэтому нынешняя молодежь вынуждены решать проблемы мировоззренческой, психологической и сексуальной несовместимости уже в постылом качестве законных супругов, зачастую отягощенном детьми и совместно нажитым имуществом.
Впрочем, все сказанное до сих пор является в лучшем случае гипотезой, пока под нее не будет подведена прочная база социологических данных. Результаты социологического опроса доказали истинность известной народной пословицы о пуде соли. Счастлив в браке почти каждый второй респондент с периодом до свадебного знакомства трёх и более лет. А вот среди тех, кто познакомился со своим супругом лишь за один месяц до свадьбы, полностью уверен в будущем своей семьи лишь один из четверых. Отсюда можно сделать вывод о том, что продолжительность добрачного знакомства является важным фактором супружеского счастья. Причем вероятность удачного брака возрастает в полтора раза, если молодые отложат свадебные тосты на один год, и в два раза, если они продержатся в невинной стадии знакомства до трёх лет.
Справедливости ради следует сказать и о том, что не отличаются стабильностью (в статистическом масштабе, разумеется) и слишком поздние браки.
Основная причина неустойчивости ранних браков состоит в том, что процедуру узнавания друг друга молодые супруги осуществляют часто уже после того, как сыграли свадьбу. Ошибку своей легкомысленности и поспешности они потом исправляют бракоразводным процессом. Все бы ничего, если бы дело касалось только их самих. Ясно, что браки, заключенные под давлением таких обстоятельств, не могут похвастать высоким качеством супружеских отношений и поставляют немало участников бракоразводных процессов.
По счетам безответственных молодых людей платят их дети-сироты, а также общество, несущее в связи с этим прямые материальные расходы и моральные издержки. Поэтому оно, это общество, в лице своего органа - государства должно напрямую заняться делом укрепления семьи и брака. Причем только увещеваниями вряд ли можно что-то сделать. Ведь еще Платон 2,5 тысячи лет назад настоятельно советовал девушкам дожидаться полноценной физиологической зрелости и выходить замуж в 20 лет, а мужчинам - кормильцам и опоре семьи - набраться социального опыта и думать о браке лишь с 30 лет, но не позже 35. Но Ромео и Джульетты всех времен и народов не читают мудрых книг. Зато на них может подействовать весомый материальный стимул. Наша рекомендация касается следующего. В республике и некоторых областных городах существует молодежный Фонд, в положении, о деятельности которого предусмотрена "выплата ссуд молодым семьям" на всякие нужные им дела. Мы предлагаем предоставлять эту ссуду только тем молодым супругам, у которых первый ребенок родится не ранее, чем через один год и девять месяцев со дня регистрации брака. Такой порядок выплат уменьшит опасность махинаций и позволит Фонду сэкономить на "скоропортящихся" браках. Ну а самим молодоженам одного года вполне хватит для того, чтобы трезво оценить свой выбор. Опрометчивых браков и детей-сирот станет меньше, а счастливых и многодетных семей, наоборот, больше. В итоге, кроме ощутимой сугубо материальной поддержки молодая семья к тому же еще и пройдет проверку на прочность. А такая проверка совсем не лишняя любому кораблю накануне большого плавания.
Данное предложение имеет две темы для обсуждения, не считая главной - об источниках финансирования. Первая проблема связана с тем, что мотивация откладывания на целый год рождения первого ребенка у молодых супругов должна быть достаточно весомой. И, следовательно, размер материальной компенсации за такую отсрочку должен быть достаточно большим. Каким именно - покажет конкретный опыт. Вместо единовременного денежного пособия это может быть банковская ссуда с льготным процентом, а в сельской местности - набор сельскохозяйственных механизмов, стройматериалы для дома, домашний скот.
Второе сомнение касается тех семей, которые сумеют проверить свои чувства до формальностей ЗАГСа и не захотят тянуть с ребенком целый год. Было бы несправедливо, скажут многие, лишать их поощрительной помощи государства. На этот довод можно ответить следующее. Во-первых, государство вправе определять "правила игры", общие для всех, а выполнять или не выполнять эти правила - это решать людям, которые сами и должны отвечать за последствия своих решений. Во-вторых, многодетные семьи все равно получат свою долю государственного вспомоществования. И в-третьих, эти семьи имеют то, ради чего, собственно, общество и идет на затраты, - они обрели супружеское счастье и обеспечили себе будущее в лице своих многочисленных детей.